Здесь воспитываются дети от 1,5 до 3-х лет. Дети, которым неообходимы особые медицинские показания, воспитываются до 4-х лет. Об эффективности реабилитационных мероприятий, проводимых в доме ребенка, свидетельствует рост числа усыновляемых детей, передаваемых в приемную семью и под опеку, а также переведенных в детский дом и уменьшение числа детей, переводимых в дома-интернаты.
За 2008 год выбыло 62 ребенка, из них – 40 детей (65%) устроены в семьи, 12 детей (19%) в детский дом и только 4 ребенка (6%) – в интернат.
В сентябре 2005 года на «Радио России» появилась радиопередача «Детский вопрос», которая началась материалом о детях из орловского дома ребенка, а ровно через год первый «поезд Надежды» прибыл с будущими усыновителями и опекунами к нам и очень скоро 13 маленьких «орлят» стали «москвичами».
Сердечную благодарность мы выражаем людям, которые поделились своими средствами и возможностями. Эти добрые благотворители, без помощи которых нам не удалось бы создать комфортные, приближенные к домашним условия для детей, обеспечить медицинским и реабилитационным оборудованием, в достаточном количестве одеждой, дополнительным питанием, отремонтировать некоторые помещения, заменить часть старых окон и дверей на пластиковые, облагородить территорию дома ребенка.
Коллектив у нас, как единая семья, и все знают, что мы здесь в первую очередь – мамы, а затем уже каждый из нас - специалист своего дела.
Персонал дома ребенка значительно омолодился, находится в развитии и в постоянном поиске новых форм организации жизни воспитанников. Самое главное в нашей работе – отношение к детям. Каждый ребенок лучше развивается, полнее реабилитируется, если он получает достаточно внимания, ласки и понимания со стороны взрослого.
Перед нами еще много планов по расширению лечебно-диагностической базы, введению новых образовательных методик.
Полная информация
История.
В г. Орле в 1923 году был организован дом грудного ребенка. Дети поступали в возрасте до 1 года в тяжелом состоянии, так как их находили на улицах, в подвалах, на вокзалах. Заведующим был один из старейших детских врачей, почетный гражданин города Орла – Немытов Василий Васильевич.
Отдельно существовал дом ребенка для детей от 1 года до 3-х лет, куда также поступали очень ослабленные дети. В предвоенные 1937 – 1939 гг. дом ребенка располагался на 2-м этаже бывшего здания детской поликлиники по ул. 7-го Ноября. Коечный фонд был небольшим (до 10), а перед войной даже стоял вопрос о его закрытии.
После освобождения г. Орла в 1943 г. от немецко-фашистских оккупантов в сентябре месяце приказом городского отдела здравоохранения был организован дом ребенка, который разместился на 1-ой Курской улице в 2-х этажном, наскоро оборудованном, здании (с тех пор адрес менялся неоднократно).С этого времени идет новое летоисчисление нашего учреждения.
С глубокой благодарностью вспоминаем людей, работавших в тяжелых условиях в годы послевоенной разрухи в социально-значимом учреждении, требующем большого человеческого тепла, любви к детям, доброты, ласки великого терпения.
Яркий свет в памяти оставила главный врач Вера Васильевна Сушина, которая на фронте была хирургом – обаятельная маленькая женщина, опытный руководитель и квалифицированный врач. Она много сделала для создания домашнего тепла и уюта.
Ее сменила Нонна Ивановна Дмитриева, которая проработала главным врачом 35 лет до 1990 г. и оставила о себе добрую память. Эта красивая, умная женщина, знающий и умный доктор, была «душой коллектива», всегда находила общий язык с персоналом и ее любили за это. Нелёгкая работа возложена была на ее плечи: переезды, многочисленные ремонты, обеспечение детей продуктами питания, бельем, мебелью. Огромная заслуга Нонны Ивановны и в том, что она добилась решения горисполкома на строительство типового здания дома ребенка, и строительство было начато при ней.
Все трудности помогали преодолевать надежные, добросовестные сотрудники, такие как Ираида Васильевна Аблова – ее подруга еще со школьной скамьи. Она проработала более 30 лет в доме ребёнка врачом-ординатором и использовала все свои знания и опыт при работе с детьми, была квалифицированным специалистом, много сделала для снижения заболеваемости и смертности среди детей.
Шли годы. Налаживалась жизнь стране, а дети продолжали ютиться в приспособленном помещичьем доме, расположенном по Соляному переулку № 13. К концу 1993 года закончено было строительство нового, светлого двухэтажного здания на 130 мест. Это был настоящий подарок обездоленным малышам: здоровым и больным, преимущественно с поражением центральной нервной системы и нарушением психики.
Общие медицинские сведения.
В данном учреждении воспитываются и лечатся дети, до 90% которых имеют поражения ЦНС и нарушения психики. Дом ребенка полностью укомплектован врачами, среднем мед.персоналом и педагогами, также необходимым медицинским оборудованием и аппаратурой для восстановительного лечения и осуществления реабилитационного психолого-педагогического процесса для детей раннего возраста.
В cвязи с тем, что дом ребенка г. Орла располагает хорошей материально-технической и реабилитационной базой, подготовленными квалифицированными кадрами, на его базе в 2000 году было проведено Республиканское совещание-семенар «Организация деятельности домов ребенка и современные аспекты реабилитации детей в них» для специалистов органов управления здравоохранения, главных врачей, педагогов, логопедов домов ребенка. После проведенного семинара на базе дома ребенка планируется организация экспериментальной базы по обмену опытом специалистов для домов ребенка Центрального Федерального округа.
Дом ребенка постоянно пополняется современной аппаратурой и оборудование. Введены новые методы в лечебной работе, в комплексе восстановительного лечения используется метод фотостимуляции аппаратом «Биоптрон», используются вибромассажеры с инфракрасным излучением, ножные гидромассажные ванны, метод акупунктуры, корригирующие укладки для детей с ДЦП. Широко используются все методы физиотерапевтического лечения, бассейн, массаж, лечебная физкультура. В комплексе оздоровительных мероприятий используются физические методы закаливания, постоянно проводится работа по внедрения комплекса профилактических мероприятий для детей с бронхо-легочными заболеваниями. Имеется необходимое оборудование для проведения коррекционных мероприятий двигательных нарушений, речедвигательных, психо-эмоциональных и психоинтеллектуальных нарушений у детей с органическим поражением ЦНС. С 2003 года функционирует психосенсорная комната производства фирмы «Конмедхолдинг», в которой успешно проводится индивидуальная работа: формируются и восстанавливаются функции зрительного и тактильного, слухового восприятия, успешно проводится процесс релаксации детей.
Используются новые подходы в воспитательно-коррекционной работе с детьми: сотрудничество с Орловским областным центром социальной и психико-педагогической помощи детям, родителям и учителям(проведение семинаров, практикумов по программе творческой площадке). Идет работа по выработке целостного подхода к проблеме сенсорного развития. Оборудована комната Монтессори-педагогики и терапии, накапливается теоретический и педагогический материал, установлены связи с Российской ассоциацией Монтессори-педагогов. Дом ребенка введен в международный проект ТАСИС.
Совершенствуется педиатрическая и неврологическая помощь детям с поражением ЦНС и нарушением психики. Имеется всё необходимое оборудование для оказания неотложной медицинской помощи. Ежегодно сотрудники Дома ребенка проходят курсы переподготовки и повышения квалификации по утвержденному плану на базе Орловского медицинского училища, института усовершенствования учителей и на выездных циклах из центральных баз РФ.
В доме ребенка проводится работа по определению и установлению социально-правового статуса детей, по устройству в семью, в детские дома, производится выплаты пенсий всем детям-инвалидам и пенсий по потере кормильца, которые перечисляются на личные счета детей. По сравнения с переводом в детские дома и интернаты, более 50% детей возвращается в свою семью и усыновляются. Только за 2008 год выбыло 62 ребенка, из них – 40 детей (65%) устроены в семьи, 12 детей (19%) в детский дом и только 4 ребенка (6%) – в интернат. Все обращения в дом ребенка по вопросу усыновления были удовлетворены.
Уделяется внимание координации работы специалистов различных направлений: педагогов, врачей узких специальностей, психолога, массажистов, специалистов ЛФК и других по реабилитации, социальной адаптации и снижения уровня депривации детей, находящихся в доме ребенка. После проведенного Республиканского совещания с накопленным опытом работы Орловского дома ребенка знакомились более подробно специалисты, приезжавшие из городов Тулы, Иваново, Рязани, Карачева, а также из детских домов города Мценска и поселка Жилино, специалисты из дошкольных учреждений города Орла.
Организация реабилитационной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей и сиротами, условия, созданные в Доме ребенка для развития детей, получили высокую оценку Министерство Здравоохранения РФ при проведении в 2000 году на его базе Республиканского совещания.
Много внимания уделяется физическому воспитанию детей, укреплению защитных сил организма. В каждой группе проводится ряд закаливающих воздействий. Помимо природных факторов используются методы обтирания, обливания, контрастрастное обливание, местные ванны, общие души и купание в бассейне, сон на веранде. Дети ежедневно пьют кислородные коктейли из отваров различных трав.
Одним из средств физического воспитания детей до трех лет, находящихся в доме ребенка являются гимнастические упражнения и массаж. Для развития движения используются следующие формы физического воспитания: занятия физическими упражнениями, которые проводятся с детьми всех возрастных групп 2 раза в неделю (до полутора лет проводит воспитатель группы, после полутора - воспитатель-специалист по физкультуры), проводится также ежедневная утренняя гимнастика, массаж, игры-занятия, самостоятельная двигательная активность. Ежедневные подвижные игры проводятся как в группе, так и на прогулке. В летний период проводятся спортивные праздники на свежем воздухе, в другое время – в спортивном зале. Элементы физо включаются в комплексные игры-занятия.
Оснащение групп.
Все группы дома ребенка оснащены оборудованием для развития движений соответственно возрасту и уровню развития детей.
- в группах детей 2-3 года жизни имеются физкультурные уголки (шведская стенка, спортивный комплекс, мат, мягкие модули, мячи: резиновые, надувные, большие, маленькие, утяжеленные; гимнастические палки, обручи, качели, каталки, велосипеды, горки; крупные игрушки для развития движения, изготовленные фирмой «Аконит»).
- подобное оборудование есть и в группах, где находятся дети с различного рода патологиями. Помимо этого в этих группах имеются тренажеры типа «Степ», «Айболит».
- в доме ребенка имеется также оснащенный всем необходимым физкультурный зал, где проводят занятия специалисты: воспитатель по физкультуре медсестра по лечебной физкультуре.
В зале имеется следующие оборудование: сухой бассейн, надувной манеж, батут, гимнастическая стенка, маты, гимнастические скамейки. Имеются прыгунки, велосипеды, лыжи. Мячи: резиновые, надувные, массажные (разного диаметра, рельефные), утяжеленные. Имеются дорожки для развития координации движений, гимнастические палки, обручи, мягкие горки-модули, трансформируемые в зависимости от целей занятия, укладки фирмы «Айльма», различные массажные и тактильные дорожки (наполненные природным материалом). Нестандартное физическое оборудование, такое как зубчатые колеса, способствующие развитию крупной моторики рук и координации движений рук.
Регулярно воспитателями групп проводится контроль физического развития детей дома ребенка. Воспитателем по физо проводится также анализ умений и навыков детей согласно «Программе воспитания». Результаты ежеквартально обсуждаются на медико-педагогических совещаниях, организуемых старшим воспитателем при участии врача, специалистов.
Педагогику Монтессори отличает всеобъемлющий метод целостного подхода к личности. «Ребенок, не функционирующий в общественном отношении, действует исключительно как придаток взрослого», писала М. Монтессори в статье «Ребенок в семье». Монтессори акцентирует внимание на то, что «более справедливый и милосердный подход к ребенку состоит в создании адаптационной окружающей среды, отличной от среды подавления, которая защищает ребенка от сложных и опасных препятствий, угрожающих ему в мире взрослых. Убежище в шторм, оазис в пустыне, место духовного отдыха должно быть создано именно для того, чтобы гарантировать здоровое развитие ребенка». Именно в этом нуждаются дети, поступающие в дом ребенка из социально-неблагополучной среды, имеющие отягощенный анамнез, сложный диагноз, проблемы в развитии Суть Монтессори-метода – свободная работа детей в созданной педагогом предметно-пространственой среде без прямого руководства учителя. Девиз Монтессори-педагогики – «Помоги мне сделать это самому!».
Психологическая работа
Для индивидуальной работы с детьми и консультирования сотрудников оборудован кабинет психолога, включающий рабочую зону и место для игр, занятий и релаксаций детей. Работа психолога начинается с ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, которая включает:
- анализ историй развития
- контроль ведения карт нервно-психологического развития
- проведение медико-педагогических собраний
- беседы с воспитателями, логопедами, врачами, медсестрами и др.
- наблюдение за ребенком
- авторские диагностические методики (Фрухт, Печора, Стребелева, Козьмины)
- подготовка детей к итоговой медико-психолого-педагогической комиссии.
Важной частью работы является ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧСКАЯ КОРРЕКЦИЯ. Это целый ряд мероприятий, направленный на достижение ребенка психического здоровья. Проводится обогащение впечатлений детей дома ребенка, сенсорная практика, эмоциональная коррекция, организация практики материнского шефства воспитателей над детьми, организуются условия для двигательного самовыражения ребенка.
Новые направления в формах работы:
- ароматерапия (активизация или релаксация ребенка, устранений последствий стресса, оздоровление детей, склонных к простудным заболеваниям и др.) применяются аромамасла: сосны, пихты, мирта, апельсина, лимона, лаванды, шалфея, мяты и др.
- биопритонная светотерапия (пять программ психологической помощи: активизация, релаксация, улучшение сна ребенка, устранение последствий стресса, страха). Прибор и методические разработки шведской фирмы «Цептор».
- куклотерапия и сказкотерапия (проводится воспитателем комнаты сказок, педагогам групп и психологом). Для реализации задач данного направления была оборудована сказочная комната, в которой проводятся занятия по ознакомлению с домашним бытом, празднуются Дни рождения деток, ставятся кукольные спектакли и театральные миниатюры с участием детей. Обстановка и оборудование изготавливалось по росту наших детей, ростовые куклы были привезены из Москвы, многие атрибуты к играм и театрализованным сказкам изготовлены руками педагогов.
- эстетотерапия (в каждой группе есть живописные пейзажи или натюрморты орловских художников).
- ландшавтотерапия (оборудованный сообразно пропорциям роста детей зимний сад, участки прогулочных площадок, специально организованные экскурсии на природу и др.).
- фитонцидная терапия (работа по совместному проекту Орловского Аграрного Университета, Новосибирской медицинской Академии, Новосибирского ботанического сада). Собрана большая группа фитонцидных растений (как в зимнем саду, так в группах и кабинетах дома ребенка), оздоровляющих воздушную среду и повышающих иммунитет человека.
- агротерапия (адаптированный к условиям дома ребенка опыт специалистов Реабилитационного центра под руководством Е. Т. Лилна). Включает в себя такие виды работы, как посадка и наблюдение за проращиванием семян овощей и цветов, участие детей в уходе за комнатными растениями, посильное участие или наблюдение за трудом взрослых на клумбах территории дома ребенка.
- музыкатерапия. Музыкальный работник проводит занятия в каждой грудной группе, а также в группе детей с патологиями развития, знакомить детей с звучанием различных музыкальных инструментов (пианино, аккордеон, народные инструменты и мн. др.), в старших группа проводятся утренники (Новый год, Праздник Весны, День Защиты Детей, Праздник Осени), Рождественская неделя, традиционный февральский Карнавал, Масленица и мн.др. для каждой группы сделана подборка аудиозаписей классической музыки, колыбельных, адаптированной народной музыки, звуков природы. Дети охотно посещают музыкальные занятия и даже поют в микроавтобусе, который возит их на экскурсию.
Контакты
302019, г. Орел, ул. Трудовых резервов, 37
Тел: (4862) 43-31-34
Факс: (4862) 47-50-98
E-mail : mlpu-orel@yandex.ru
Рассчетный счет
Министерство здравоохранения и социального развития РФ
Администрация города Орла управления здравоохранения
Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение
«Специализированный дом ребенка города Орла»
Внебюджетный счетУФК по Орловской области л/c 40703839403
(МЛПУ «Специализированный дом ребенка г. Орла» л/с 03543012310)
Р/счет 40703810800001000394
МЛПУ «Специализированный дом ребенка г. Орла»
л/с-03543012310
БИК-045402001
ИНН-5753024401
КПП-575301001
БАНК: ГРКЦ ГУ банка России по Орловской области г. Орла
В назначении платежа указывать: л/с 03543012310 п.2 разрешение №06216 от 21.01.2010 г. КБК-06230303040040000180-пожертвование